Previous Entry Share Next Entry
радиопланирование для чайников
tormoz108
Введение



Радиопланирование - это... Думаю , четких определений нет. Сами радиопланировщики, занимающиеся различными увлекательными процессами этого не знают, а окружающие - не представляют. Иногда создается впечатление, что радипланировщики дрессируют какие то волны. Или строят их в ряды.. В общем, это что то, связанное с сетями радиодоступа. А что такое эти сети – никто не знает. Для занятия радиопланированием жизненно необходим цветной принтер, лучше плоттер формата А0 (для чего - об этом ниже) В общем, это такое редкое ремесло.


Задачи радиопланирования

Главная задача


С становлением любой телекоммуникационной компании выясняется, что в компании – операторе, по сути, имеются два больших блока – технический и коммерческий Коммерческий блок зарабатывает деньги в громадных количествах Технический блок эти деньги в громадных количествах тратит. При этом, как сказал один очень эффективный менеджер, «качество всех сетей примерно одинаково»
Идеи просто витают в воздухе.
Радиопланирование при этом обычно воспринимается руководством компании или как неизбежное зло - "положено", или как нечто волшебное. В любом случае, это трата денег, причем не маленьких - одна софтинка для радиопланирования влетает в копеечку. А там и карты, приборы, машины... И все коту под хвост. Радиопланирование деньги не только тратит, это еще было бы пол беды. А главное, радиопланировщики - это те подлые люди, которые мешают строителям быстро строить сеть и тянут всю компанию в болото.
При строительстве новой сети с нуля ее нужно быстро дешево и грамотно спроектировать, построить и получать бабки. *Сеть тем лучше, чем в ней больше станций
*Сеть тем лучше, чем она дешевле Сеть тем лучше, чем в ней больше абонентов
*Сеть должна приносить деньги…
В этой простой и логичной схеме нет места для оптимизации или радиопланирования– они сюда не очень вписываются. Поэтому на начальном этапе главнейшая задача р адиопланировщика - внятно, на понятном языке донести до руководства мысль о полезности различных дорогостоящих мероприятий. При этом способы донесения могут сильно разниться, исходя из степени разумности руководства. Обычно достаточно регулярно показывать картинки с растущими графиками (лучше цветные )
Здесь важен, как и вообще в радиопланировании , баланс. Если переборщить, наступает наркотическое привыкание, и руководство требует увеличивать дозу картинок постоянно. Это тяжелый случай. Собственно радиопланированием после этого заниматься уже проблематично. Беда большинства старых презентаций по радиопланироанию – в том, что там обычно обсуждаются глупые ненужные вещи, типа Эрлангов, ДиБиемов, ковереджей. И ни слова про деньги. В отделах радиопланирования и оптимизации до сих пор нет маркетологов. У такого радиопланирования будущего нет.
В чем сила, брат?
Сила, брат, в EBITDA, а не в SINR, увы.
Задача, стало быть, пересчитывать SINR в EBITDA.

А что мы строим?


Ни руководство компании, ни инвесторы близко не представляют, что они хотят получить не то что в конце пути, но даже и в самом его начале. А бывает и хуже - четко представляют, но представления эти никак не связаны с объективной реальностью. Иногда примерно известно количество денег, трансформируемое в количество будущих мифических базовых станций на ближайшее время. Пожелания и ожидания, как правило, самые разнообразные. Важно показать и объяснить, что из этого можно будет построить на самом деле, как это будет выглядеть, и что из этого выйдет.
Нужно твердо знать две вещи:
1.Радиопланировщик все равно потом всегда будет во всем виноват -
2. Работу радиопланировщика потом все равно нельзя будет объективно проверить

Как правило, чтобы обеспечить максимальное покрытие, в начале ставятся высокие позиции и гневно отвергаются низкие, а на потом выясняется, что оказывается, надо то было...А потом, кто бы мог раньше подумать... Ситуация повторяестя с завидным постоянством при строительстве каждой новой сети. Старые, добрые детские грабли с корнями.

Что такое базовая станция


Это три(одна, шесть, двенадцать, восемнадцать) антенн на крыше. Еще это куча проводков и каки- то железки. Часто еще контейнер. Базовая станция состоит из секторов. У нее есть адрес, номер и координаты. Больше радиопланировщику знать не обязательно, да он и не знает. Но , к примеру, службы мониторинга, отслеживающие работу сети и этих самых железок на крыше - не знают , как они вообще выглядят и где стоят. В общем, это то, что стоит на крыше. Или на нескольких крышах. Или на одной крыше две... Часто все это традиционно называют вышкой или башней, даже если это размещается под землей. Подавляющее большинство работников сотовых компаний, за редким исключением, не знают и этого. Зато антенны обычно снизу видны всем. И поэтому все о них могут с умным видом порассуждать.

Сектор


Это территория, обслуживаемая одной антенной. Или парой антенн. Или одним трансивером. Или одной группой трансиверов. Или сам трансивер. Или антенна. Или это какая-то логическая вещь. С ходу, не разобрать. А еще у каждого сектора - трафик, статистика и сотни логических параметров. Но это уже ближе к оптимизации.

Исходные данные


Базовые станции строятся по Исходным данным. ИД - это такая бумажка, где написано, в каком месте строить и что именно. У них есть номера. Радиопланировщики рисуют ИД там, где ничего построить невозможно , но надо, а строители хотят строить там, где может быть и не очень то и надо, но можно. А еще, например, есть юристы, которые всегда точно знают, что нельзя. Эти наспех нарисованные бумажки потом долго живут увлекательной жизнью по законам Мерфи и заставляют вспомнить добрым словом их автора и бугалтеров, и договорников, и логистов, и строителей, и водителей... Сеть, тем не менее, потихоньку стоится.

Топология сети


Сеть ткется из базовых станций. Станции, как правило, стоят на зданиях. Как правило, она (сеть) имеет более- менее регулярную структуру. У каждой базовой станции, как правило, три сектора, которые,как правило, смотрят в одинаковых направлениях на соседних станциях(например, 0,120,240 градусов). В результате выглядит регулярная структура как правило, примерно так


А еще есть прорывные инновации. Если их внедряют, сеть, как правило, рвется. Хотя на каждой БС может быть по четыре сектора, или шесть, а сети wifi, например, традиционно строятся как попало. Тем более, что сеть вообще то строится для абонентов, а их построить не всегда получается, и земля кривая.... А есть еще и транспортная сеть. Как ни странно, в современных сетях она на радиосеть по своей структуре вообще не похожа. Тем не менее, всегда хочется навести какой-то порядок. Искусство радиопланирования - создать видимость порядка и разумности там, где это вообще- то невозможно сделать.

Иерархические сети

Подразумевают наличие в сети зонтичных и микро базовых станций разных типов. В чистом виде существуют только в книжках по радиопланированию, в природе пока не встречаются, если не считать мультидиапазонных и мультистандартных, так как подразумевают реальное наличие регулярной структуры в сети. Тем не менее, успешно применяются.

Мультидиапазонные сети

Ну, тут все более-менее ясно. Непонятно только, как они вообще работают. У всех вендоров всегда по-разному, и даже у одного производителя на одном оборудовании возможно существование нескольких сравнительно честных способов.
Мультистандартые сети

Лучше бы их не видеть. Это ужас - ужас.
Десять лет назад, когда деревья были большими, а сети маленькими и  молодой, перспективный стандарт 2G теснил аналоговые стандарты первого поколения, будущее сотовой связи виделось прямолинейным и светлым. Было понятно, что новый стандарт 3G будет еще лучше. Было совершенно понятно, что в свое время стандарт 2G будет вытеснен более перспективным новым стандартом. И так далее.
G1
G2
G3
G4
G5
...
Однако, жизнь внесла свои коррективы, и развитие пошло кривым путем.
G1
G234567...
Оказалось, что новый, перспективный, рождающийся в муках стандарт UMTS по сути не оправдал ожиданий – сети этого стандарта получились менее эффективны для передачи голоса, чем существующие сети GSM, с худшим радиопокрытием, не гибкие, сложные в оптимизации, и по сути, эти сети - банально более дорогие. Так как операторы и вендоры, помня об успехе GSM и готовясь его повторить, уже вложились в лицензии на частотные диапазоны и производство оборудования, со всем этим что то надо было делать. Новый стандарт давал сомнительный выигрыш разве что при передаче данных.
Свет в конце тоннеля появился с первым межсистемным handowerом.
Теперь уже и не вспомнить, когда это было, и кто это придумал – совместить несовместимое. Кажется, что так было всегда. Кажется, что так было задумано. Уже забывается, что сеть, построенная из двух половинок, совершенно не совместимых между собой, хорошо работать не может. Однако, как то это все за многие годы прикрутили друг к другу. Занимались этим в сотовых компаниях радиопланировщики и оптимизаторы. Совершенно забыто, что UMTS был призван заменить GSM, а не дополнить.
Поэтому совершенно естественным теперь видится генералам от сотовой связи при появлении более совершенного и абсолютно не совместимого с существующими 2G и 3G стандартами 4G, засунуть его до кучи в ту же мультисистемную сеть. Более того, генералам от сотовой связи рассказали, что новый стандарт является развитием и продолжением старого – то ли GSM, то ли UMTS, то ли их обоих ... И все они совместимы. Ужас -ужас. 2G3G4G... Подразумевается, хотя и не говорится вслух, что GSM вечен, а новый стандарт, наверное, опять отстой.
Расчеты покрытия


Если известно, где будут стоять (или уже стоят, или уже должны были стоять, а стоят совсем не там, или уже давно не стоят, а были должны.. )Базовые Станции, и известно , какие и где у них антенны и откуда и куда они смотрят (комментарий в скобочках уже можно и додумать), а так же есть детальная информация обо всем, что находится вокруг, до последней травинки ( без комментариев ), то можно рассчитать покрытие (сигнал/шум, зоны HO, и прочую ерунду). Для расчета покрытия нужен специальный софт, специальные точные карты и мозги. Самое дорогое здесь софт, карты чуть дешевле, а самое дешевое - мозги. Считают еще по какой то модели, с какими то параметрами. Модель выбирают наобум. Параметры высасывают из пальца. Сначала вычисляется уровень сигнала в каждой точке на плоскости от каждого передатчика. В каждой точке пространства пока еще считать не научились (а уже пора), а считают обычно в полутора метрах от земли. Потом полученные результаты красочно раскрашивают. Иногда расчеты покрытия просто рисуют в графическом редакторе. Возможно, есть и другие методики, о которых автору неизвестно.
А потом, на основе этих точных расчетов, делают выводы и предположения - типа, а будет ли сигнал на девятом этаже в глухой бетонной коробке? По понятным причинам покрытие называется расчетным и всегда сопровождается мантрой типа
*Карта отображает общую картину радиопокрытия сети Оператора и не может служить информацией о пригодности услуг Оператора для их использования в конкретной географической точке.
или
*Внимание! В пределах зоны радиопокрытия (в т. ч. зоны уверенного приема) радиотелефонная связь в силу естественных условий распространения радиоволн может ухудшаться, прерываться или сопровождаться помехами вблизи или внутри зданий, в туннелях, в подвалах и других подземных сооружениях, из-за локальных особенностей рельефа и застройки, метеорологических условий, вспышек на солнце, указов президента и иных природных причин.
Если расчетное покрытие случайно получится похожим на настоящее, оно считается истиной в последней инстанции руководством компании, маркетологами и абонентами. Иногда под давлением общественного мнения в истинность этих картинок начинают верить даже сами радиопланировщики. Пока покрытия на самом деле нет, оно всем очень интересно. Когда покрытие уже есть "везде", то оно никого, кроме радиопланировщиков больше не интересует, хотя объем расчетов и и их значимость возрастают, расчеты продолжают использоваться при настройке и развитии сети, определении логических параметров, частотном планировании и проч.
Оптимизация


Когда сеть уже существует, ее приходится оптимизировать- менять логические параметры, загибать и разгибать антенны, добавлять частоты - диапазоны - трансиверы, менять сами антенны на другие.. Процесс это бесконечный. У неопытного руководства компанией иногда складывается впечатление, что если сеть нуждается в оптимизации, значит, она неправильно спланирована. А если правильно, то нечего оптимизировать. А если таки надо оптимизировать, значит, все- таки накосячили. На самом деле, сеть похожа на садик или цветочную клумбу - мало правильно и вовремя посадить, надо еще поливать, прореживать, пропалывать, подрезать, опрыскивать, подвязывать, окучивать и так далее. Сеть живет, птички поют, пчелки жужжат, абоненты бегают, а все сектора разные. Так же, как и садоводстве, процессы радиопланирования и оптимизации плавно перетекают друг в друга. Другая типичная ошибка, встречающаяся в оптимизации - делать все, везде и сразу. А еще срочно. Поменять все антенны, где надо и где не надо. Все загнуть. Все разогнуть. А процессы это тонкие, требующие индивидуального подхода к каждому сектору. У оптимизаторов, как и у садовников, бывает разный стиль и результат. Тут опять важен баланс и чувство меры. Нос вытащишь - хвост увязнет. Процесс это трудоемкий, итерационный. Обычно результаты оптимизации видны лучше всего из статистики. Оптимизаторы, в отличие от садовников, в крупных компаниях сидят перед компьютером (см. картинку), и оптимизируют (а давайте попробуем - нет, опять фигня получилась ), а все работы за них обычно делают другие люди. Иногда эти люди потом обижаются.
Жалобы клиентов


Собираются в произвольном порядке девочками из абонентской службы и менеджерами. Никак не систематизируются. Выглядят примерно так - "Все плохо на севере Москвы. И на юге тоже. Как в Магадане - я не знаю, потому что сейчас я в Ялте. И здесь плохо тоже. Но тепло. Но не совсем." Некоторые жалобы требуют незамедлительной реакции. Лучше всего выехать к клиенту. Не поможет, но зато можно проветриться и увидеть что- то интересное. Психологически на всех участников процесса действует успокаивающе. Ехать лучше всего на машине для объездов - так солиднее. В глазах руководства жалобы - это главный источник информации о работе сети.
Объезды

Покупается микроавтобус с тонированными стеклами, в крыше сверлится куча дырок, в них вставляется куча антенн, вовнутрь ставится куча абонентских устройств, один GPS приемник и один инженер. Все это подключается к компьютеру и ездит, ездит... Вся информация каждую секунду записывается, а потом куда-то складывается и там лежит. Это весело. Если задаться целью, можно узнать, где, например, был этот инженер с восьми до одиннадцати . Объезды позволяют проверить и скорректировать расчеты покрытия и найти те ошибки , которые не видны из статистики. Иногда они даже позволяют найти заблудившиеся базовые станции.
Статистика

Каждые 15 минут (или час, или полчаса) все сектора сети предоставляют отчеты по сотням параметров (счетчиков)по событиям, происходившим в их радиоинтерфейсе за отчетный период - сколько там было абонентов, чем они занимались, какие у них были проблемы, уровни сигнала, трафик, и так далее. Информация эта обезличенная, и проблему конкретного абонента там найти почти невозможно. Тем не менее, это наиболее полный и объективный источник информации о работе сети и ее элементов. Эта информация обычно считается непонятной и бесполезной. Зато из нее можно сделать красивые картинки для руководства (лучше цветные)

Частотное планирование

Это назначение для каждого передатчика сети своей частоты так, чтобы все они не мешали друг другу. Передатчиков в сети обычно намного больше, чем частот, поэтому частоты в сети повторяются. С развитием технологий количество частот уменьшается, а сложность частотного планирования увеличивается. Сложнее всего планировать одну частоту - она так отражается..
Для частотного планирования используются следующие исходные данные (в порядке возрастания важности в глазах руководства)
*статистика
*расчеты покрытия
*объезды
*жалобы клиентов
*инновации
Рассмотрим частотное планирование трех частот По зрелому размышлению, планирование трех частот действительно не такая тривиальная задача, какой может показаться на первый взгляд. Итак, поэтапно:
1. Нахождение правильного решения - 5 минут (для явного тормоза)
2. Детальное обоснование правильности решения - 1 день
3. Обоснование в формате pdf в виде, понятном дятлам, рвущимся применить различные инновационные решения - 1 неделя
4. Титанический труд по аккуратному вдалбливанию (вкладыванию) дятлам (дятлу) в черепную коробку тривиального правильного решения - 3 недели.
5. Последующая прополка инноваций - постоянно.
6. Задача монетизации проделанного титанического труда - решения не имеет.
Для крупной компании цена вопроса - миллионы долларов.
Те наивные, кто наивно думают, что как то иначе три частоты спланировать практически невозможно - не представляет высоты полета фантазии дятлов. Куда проще спланировать сотню-другую частот с inner outer underley owerlay micro macro multi band multi layer indoor и репитерами в сети GSM с парой - тройкой вендоров, поляризационными, мощностными, территориальными, административными и прочими ограничениями с использованием предикций, объездов и кривой статистики в тех безумных сетях , которые мы имеем. Знатоки pdf в такой частотный план никогда не полезут. Даже если и получится не ахти - ну девочки же старались. Под это легко можно и бабок срубить. А сложнее всего, без сомнения, планировать одну частоту - она так отражается....
Кроме того, на частотного планера вешается задача определения разных логических параметров, индивидуальных для каждого сектора, и чем дальше, тем страньше. Даже если частота везде одна. Программное обеспечение для частотного планирования настолько сложное и разнообразное, что в нем не могут разобраться даже радиопланировщики. Примечание: кошки, каска и телефон (см. картинку) в комплект ПО для частотного планирования не входят. В комплект поставки их, почему то не включает ни один производитель софта - при необходимости, их придется докупать отдельно.
Трафик


Это то, ради чего строят сети , то, что можно в них продать. Виден из биллинга и из статистики. Из биллинга - в деньгах и абонентах, из статистики - из нагрузки элементов сети. Биллинг радиопланировщикам не показывают, да он им и не нужен. Обычно трафик - это, в сущности, деньги. Но не всегда. Есть еще инновации.

Резюме

При использовании новых технологий реальная роль планирования и оптимизации только возрастает . Если раньше оптимизация сети отражалась, прежде всего, на качестве связи, то сейчас она кроме этого влияет напрямую на пропускную способность сетей, а трафик – это деньги. При грамотном планировании и качественной оптимизации современные сети 3G-4G при прочих равных условиях могут генерировать трафик в 2 (ДВА) раза больший, чем при, вообщем то грамотном планировании на хапок. Тому есть примеры. Сеть, генерирующая в 2 (ДВА) раза больший трафик при условии, что коммерсанты не дураки , зарабатывает в 2(ДВА) раза больше денег. Обходится это достижение несколько дешевле, чем аналогичный объем строительства. Надо только сделать так, чтобы эта информация сумела укорениться в специфических мозгах людей, принимающих решения.

Конечно, есть еще много нюансов. Есть, конечно, frequency scanner, Electrical Downtilt, KPI, handoverы, Coverage and Capacity,Parameter Tuning, Packet scheduling, Load balansing, и даже Wideband power-based uplink loading и вообще dual layer beamforming и даже ебитда - не беда - всего не упомнишь и не расскажешь. Да и на русский это уже, к сожалению, адекватно не переводится.
Иногда будущее радиопланирования может показаться вовсе туманным. Но пока прогресс еще не дошел до того, чтобы жидкие элементы пакетного ядра, транспортной сети и радиомодулей, разбрызгиваемые из красивых поливальных машин, расползались по окрестным крышам, деревьям и столбам, весело перебулькиваясь , высматривая абонентов и таща за собой паутину оптики, хотя производители оборудования делают вид , что уже, уже... (Nokia Siemens Networks Liquid Net и другие)


Тем не менее, кто- то же должен будет планировать оптимальные маршруты для поливалок? Главное, радиопланировщики гораздо больше имеет дело с людьми, чем может показаться из специальной литературы. А люди бывают разные. Не забудьте про картинки (лучше цветные).

  • 1
(Deleted comment)
Спасибо!
Скучаем.
(подумала, что многозначный коммент получился)

Еще раз.

Спасибо тебе.
Скучаем по тебе :-)

ШЫдыврально, шЫкарно и прочие ШыПыДы на вашу светлую голову ))))

Спасибо! Это просто шикарно.. утащил к себе :)

радиопланирование для чайников

Пользователь freelancer_vvp сослался на вашу запись в записи «радиопланирование для чайников» в контексте: [...] Оригинал взят у в радиопланирование для чайников [...]

Из обсуждений вышесказанного

"Я вижу картину так. Надо понимать, что укрупнение идет не по естественным причинам, а причине чудовищного давления со стороны кредитного печатного станка. Побеждают не те, кто лучше работает, а те, кто ближе к источнику денег. Есть правила игры, а они в частности таковы, что на каждом витке спирали M&A поглощающие менеджеры обязаны продемонстрировать какому-то скрипту на самом верху, что они такие прям пипец какие эффективные и зубастые чуваки, что вот они актив купили и сразу - херак ебида выросла. Если они это покажут, скрипт одобрительно чвякнет и выделит очередной транш. Если не покажут, то скрипт нахмурит брови, акции упадут - маржинкол - пиздец. Эта спираль работает ровно в одну сторону - работает на выбивание из бизнеса любой нестандартности, любого запаса прочности - ибо все соки должны в итоге достаться банкирам и только им.

Сказано в Писании - не должны люди "не знающие значения слова биллинг" и "зачем нужна обжимка" реинженирить провайдеров - это против Воли Господа.

Кончится это тем, что все начнет сыпаться, клиенты охуевать, косты будут расти, в пасть сприпта будут кидать рекламу и ставки инженеров, отчего будет только хуже. А в штате уже вообще не будет людей, способных осознать что происходит. А людей способных воззвать скрипту и доказать ему, что ебида иногда всетаки должна упасть - не будет вовсе."


Edited at 2013-10-10 11:09 am (UTC)

да, где-то так оно и есть...
кстати очень напомнило ситуацию в одной знакомой сотовой компании с жужжащим названием.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account